ул. Александра Довженка,
дом 2
, оф. 41, г. Киев, 03057
Украина
+380 (44) 456-08-22

О раскрытии на фондовом рынке информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе международных стандартов финансовой отчетности



Согласно ч. 1 ст. 39 Закона Украины « О ценных бумагах и фондовом рынке» эмитенты ценных бумаг обязаны раскрывать информацию согласно требованиям, в объеме и сроки, установленные этим Законом и нормативно-правовыми актами Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Раскрытие информации на фондовом рынке осуществляется эмитентами ценных бумаг путем:

 

  1. размещения ее в общедоступной информационной базе данных НКЦБФР;
  2. опубликования ее в одном из официальных печатных изданий Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины или НКЦБФР;
  3. подачи ее в НКЦБФР.

 

Акты НКЦБФР, действующие по состоянию на 14.04.2012 г., которые определяют требования, объемы и сроки раскрытия информации публичными акционерными обществами:

  1. Решение ГКЦБФР об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг №1591 от 19.12.2006 г.;
  2. Решение ГКЦБФР об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами акций и облигаций предприятий, которые находятся в листинге организатора торговли, и Порядка заполнения форм раскрытия информации и изменений в них эмитентами акций и облигаций предприятий, которые находятся в листинге организатора торговли №981 от 22.06.2010 г.;
  3. Решение ГКЦБФР об утверждении Порядка раскрытия информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе международных стандартов финансовой отчетности №1780 от 30.11.2010 г.

 

Кроме нормативно-правового регулирования, государственные органы выдали также свои официальные разъяснения и информационные письма относительно вопроса о формировании и раскрытии публичными акционерными обществами информации на основе международных стандартов финансовой отчетности. Указанные разъяснения и информационные письма частично противоречат друг другу, что вследствие отсутствия четкого регулирования не только не облегчает решение вопроса, какая именно информация подлежит раскрытию на основе МСФО, а наоборот, приводит к еще большей путанице

 

Раскрытие регулярной годовой информации на основе МСФО

 

Положение №1591 определяет, что его действие распространяется на эмитентов ценных бумаг (в том числе публичные и частные акционерные общества), за исключением эмитентов акций и/или облигаций предприятий, которые находятся в листинге организатора торговли, эмитентов государственных ценных бумаг, инвестиционных сертификатов, акций корпоративных инвестиционных фондов, которые заключили договора об управлении активами таких корпоративных инвестиционных фондов с компаниями по управлению активами

Таким образом, все акционерные общества можно поделить на две группы: те, на которых распространяется действие Положения №1591 и тех, на которых распространяется действие Положения №981 (публичные акционерные общества, акции которых находятся в листинге организатора торговли). Такое разделение в целях этой статьи является оправданным, поскольку относительно них разными положениями устанавливаются разные требования относительно обязательного раскрытия промежуточной финансовой отчетности

Порядок №1780 регулирует состав, процедуру и сроки дополнительного раскрытия на фондовом рынке информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе МСФО, кроме институтов общего инвестирования

Раскрытие информации о деятельности ПАО на основе МСФО осуществляется дополнительно к информации, которая раскрывается согласно Положению №1591 путем размещения на собственной веб-странице в сети Интернет и в общедоступной информационной базе данных Комиссии.

В состав информации, которую необходимо раскрыть дополнительно к требованиям Положения №1591 и  Порядка №1780, включаются:

  1. информационное письмо;
  2. годовая финансовая отчетность (полный комплект финансовых отчетов) ПАО, составленная по МСФО;
  3. промежуточная финансовая отчетность, составленная по МСФО (раскрывается по желанию);
  4. аудиторское заключение

 

Состав полного комплекта финансовых отчетов по МСФО включает:

  1. отчет о финансовом состоянии на конец отчетного периода (баланс);
  2. отчет о совокупных прибылях и убытках за отчетный период;
  3. отчет об изменениях в собственном капитале за отчетный период;
  4. отчет о движении денежных средств за отчетный период;
  5. примечания, которые содержат краткое изложение существенных учетных политик, и другие объяснительные примечания;
  6. отчет о финансовом состоянии на начало наиболее раннего сравнительного периода, когда субъект хозяйствования применяет учетную политику ретроспективно, или осуществляет ретроспективный перерасчет статей своих финансовых отчетов, или когда он переквалифицирует статьи своих финансовых отчетов.

 

Согласно ч. 1 гл. 7 Положения №1591 раскрытие годовой информации осуществляется в такие сроки: размещение в общедоступной информационной базе данных Комиссии – в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным; опубликование в официальном печатном издании – в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным; подача в Комиссию – не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Таким образом, раскрытие дополнительной информации согласно требованиям Порядка №1780 осуществляется не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Возникает вопрос, должные ли публичные акционерные общества раскрывать регулярную информацию за 2011 год уже на основе МСФО. Согласно части шестой статьи 40 Закона Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке" публичные акционерные общества дополнительно раскрывают информацию о своей деятельности на основе международных стандартов бухгалтерского учета в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондового рынка. Согласно МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» субъект хозяйствования должен составить и представить отчет о финансовом состоянии по МСФО на начало периода на дату перехода на МСФО.

МСФО 1 применяют все предприятия, которые впервые составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО. МСФО 1 не применяется в случае, если предприятие:

  1. прекращает подавать финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность согласно П(С)БУ, предварительно подав ее за 2011 год, а также составив финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за этот самый период по МСФО, которая должных содержать четкое и безоговорочное высказывания о соответствии МСФО;
  2. подало финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2011 год согласно национальным требованиям и эта финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность содержала четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО, или
  3. подавало финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2011 год и предыдущие годы владельцам или другим пользователям, которая содержала четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО, даже если аудиторы высказали условно-положительную мнение относительно такой отчетности в своем аудиторском отчете (заключение).

 

На исполнение ч. 6 ст. 40 Закона Украины « О ценных бумагах и фондовом рынке»  был принят Порядок №1780. Порядок №1780 вступил в силу 04.03.2011. Таким образом, при системном толковании вышеприведенных норм придем к выводу, что до 04.03.2011 г. у публичных акционерных обществ не было обязанности составлять финансовую отчетность согласно МСФО с целью дополнительного раскрытия информации согласно Порядка №1780. А так как согласно статье 58 Конституции Украины, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность, то публичные акционерные общества могут не раскрывать информацию о своей деятельности за 2011 год на основе МСФО.

Такая позиция высказана в разъяснении №1 НКЦБФР, утвержденного решением НКЦБФР №270 от 09.02.2012 г. О порядке применения части шестой статьи 40 Закона Украины « О ценных бумагах и фондовом рынке» относительно раскрытия информации согласно Международным стандартам финансовой отчетности

Вместе с тем, раскрытие информации за 2012 год публичными акционерными обществами будет уже осуществляться на основе МСФО. Законом от 12.05.2011 г. были внесены изменения в Закон Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», согласно которым публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, которые производят хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам

Кроме того, согласно Постановлению КМУ №419 от 28.02.2000 г. Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности (с изменениями и дополнениями, последние от 30.11.2011 г. №1223) финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность составляются по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам финансовой отчетности согласно законодательству. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность составляются по международным стандартам финансовой отчетности публичными акционерными обществами, банками, страховщиками начиная с 1 января 2012 г., а также предприятиями, которые осуществляют хозяйственную деятельность по таким видам:

  1. предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЕД ДК 009:2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЕД ДК 009:2010) - начиная с 1 января 2013 года;
  2. вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (группа 66 КВЕД ДК 009:2010) - начиная с 1 января 2014 года

 

Таким образом, независимо от вида хозяйственной деятельности, общества, которые имеют организационно-правовую форму публичного акционерного общества начиная с 01 января 2012 года составляются финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Раскрытие регулярной годовой информации на фондовом рынке впервые будет осуществляться публичными акционерными обществами за 2012 год, то есть не позднее 30 апреля 2013 года

 

Раскрытие регулярной квартальной  информации на основе МСФО

 

Однако, в состав регулярной информации согласно Положению №1591 относится также регулярная квартальная информация. Согласно Порядку №1780 промежуточная финансовая отчетность, составленная по МСФО, раскрывается по желанию. Обязательное раскрытие регулярной квартальной информации предусмотрено Положением №1591 лишь для некоторых эмитентов ценных бумаг, в том числе и публичных акционерных обществ:

  1. акционерные общества, которые имеют государственную долю в объеме 25 процентов и больше акций в уставном капитале по состоянию на первое число отчетного квартала;
  2. государственные (национальные) акционерные общества; 
  3. холдинговые компании, которые имеют государственную долю в объеме 25 процентов и больше акций в уставном капитале по состоянию на первое число отчетного квартала;
  4. предприятия, пакеты акций ( оли, паи) которых передано в уставной капитал государственных (национальных) акционерных обществ и/или холдинговых компаний, которые имеют государственную долю в объеме 25 процентов и больше акций в уставном капитале по состоянию на первое число отчетного квартала;
  5. эмитенты, которые осуществили открытое размещение облигаций предприятий;
  6. эмитенты, которые осуществили открытое размещение ипотечных облигаций;
  7. эмитенты, которые осуществили открытое размещение ипотечных сертификатов;
  8. эмитенты, которые осуществили открытое размещение сертификатов ФОН.

 

Итак, если публичное акционерное общество подпадает под признаки, приведенные выше, то оно не должно осуществлять обязательное раскрытие регулярной квартальной информации, а следовательно  и составлять промежуточную финансовую отчетность и соответственно раскрывать информацию на основе МСФО. В противном случае публичное акционерное общество должно, начиная с финансовой отчетности за I квартал 2012 года, подавать ее согласно МСФО.

Требования относительно обязательного раскрытия квартальной информации устанавливаются также Положением №981. Это Положение регулирует состав, порядок и сроки раскрытия регулярной (годовой и квартальной) и особой информации в Электронной системе комплексного раскрытия информации (ЭСКРИН) эмитентами акций и облигаций предприятий, которые находятся в листинге организатора торговли. Раскрытие информации осуществляется путем ее размещения в ЭСКРИН и опубликования в одном из официальных печатных изданий Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины или Комиссии

Обязанность раскрывать квартальную информацию согласно Положению №981 возникает, если ценные бумаги эмитента в отчетном квартале находились в листинге организатора торговли независимо от продолжительности пребывания в листинге и независимо от того, были ли ценные бумаги такого эмитента на протяжении отчетного квартала исключены из листинга организатора торговли

Действие Положения №981 распространяется на эмитентов акций и/или облигаций, которые находятся в листинге организатора торговли (кроме институтов общего инвестирования, эмитентов ипотечных ценных бумаг, сертификатов фонда операций с недвижимостью), а также на иностранных эмитентов – нерезидентов, акции и/или облигации которых находятся в листинге организатора торговли Украины

 Эмитенты, на которых распространяется действие Положения №981, обязаны раскрывать:

  1. годовую информацию об эмитенте, начиная с 2011 отчетного года;
  2. квартальную информацию об эмитенте за отчетный квартал, начиная с первого квартала 2011 года;
  3. особую информацию об эмитенте относительно действий, совершенных после 01.01.2011.

 

Таким образом, если акции публичного акционерного общества в отчетном квартале находились в листинге организатора торговли, такое общество обязано осуществлять обязательное раскрытие квартальной информации, а следовательно и составлять промежуточную финансовую отчетность на основе МСФО ( начиная с І квартала 2012 года).

Итак, публичные акционерные общества, которые согласно нормам законодательства должны составлять промежуточную финансовую отчетность и соответственно раскрывать информацию, имеют право, подавать ее согласно международным стандартам финансовой отчетности (их перечень приведен выше согласно Положению №1591 и №981) начиная с финансовой отчетности за I квартал 2012 года. На такой позиции стоит и НКЦБФР.

При анализе нормативно-правовых актов НКЦБФР и Закона Украины « Об акционерных обществах» обязательно возникает следующий вопрос. Согласно ч. 1 ст. 24 Закона Украины « Об акционерных обществах» акции публичного акционерного общества могут покупаться и продаваться на фондовой бирже. Публичное акционерное общество обязано пройти процедуру включения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи

Таким образом, с одной стороны – все публичные акционерные общества должны пройти процедуру включения акций в биржевой список, то есть (в идеале) на них должно распространяться лишь Положение №981, которое и определяет обязательное раскрытие квартальной информации такими публичными акционерными обществами; а с другой стороны, на практике далеко не все публичные акционерные общества выполнили требования ст. 24 Закона Украины « Об акционерных обществах», итак, на них распространяется действие Положения №1591.

Возникает парадоксальная ситуация: нарушение норм закона относительно включения акций в биржевой список дает возможность не осуществлять обязательное раскрытие квартальной информации на основе МСФО, а впервые осуществить такое раскрытие в 2013 году

Ответственности за не включение акций к биржевой список хотя бы одной биржи Законом Украины « О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» не предусмотрено. Единым возможным вариантом привлечения таких публичных акционерных общества к ответственности является вынесение уполномоченными лицами НКЦБФР распоряжений, постановлений или решений относительно устранения нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. А в случае невыполнения или несвоевременного выполнения такого распоряжения, постановление или решение о привлечения к ответственности по п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Украины « О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».

 

Разногласие позиций государственных органов относительно внедрения МСФО

 

Противоположная позиция содержится в общем письме Национального банка Украины, Министерства финансов Украины и Государственной службы статистики Украины №12-208/1757-14830, №31-08410-06-5/30523, №04/4-07/702 от 07.12.2011 г. Согласно этому письму предприятие может избрать датой перехода на МСФО 01.01.2011 или 01.01.2012 (кроме банков). Для банков дата перехода на МСФО – 01.01.2011.

Министерство финансов Украины изменило свою позицию в письме №31-08410-07-23/3764 от 15.02.2012 г. Согласно ст. 14 закона Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предприятия обязаны подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они принадлежат, трудовым коллективам на их требование, владельцам (основателям) согласно учредительным документам, если другое не предусмотрено этим Законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок представления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины, а для банков – Национальным банком Украины.  Порядок  представление финансовой отчетности определен Постановлением КМУ №419. Учитывая вышеизложенное, МФУ приходит к выводу, что публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется КМУ, составляют и подают квартальную финансовую отчетность, составленную по МСФО.

Однако эти положения Закона Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и заключение МФУ не могут беспрекословно быть применены к публичным акционерным обществам в части установления обязанности раскрывать квартальную информацию. Поскольку, кроме других законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, ч. 4 ст. 14 Закона Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» публичные акционерные общества обязаны не позднее 30 апреля года, следующим за отчетным периодом, делать достоянием гласности годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением путем размещения их на собственной веб-странице с опубликованием в периодических или непериодических изданиях.

Перекликается идейно и фактически дублирует содержание совместного письма Национального банка Украины, Министерства финансов Украины и Государственной службы статистики Украины распоряжение Госфинуслуг О раскрытии информационного уведомления относительно перехода на международные стандарты финансовой отчетности небанковскими финансовыми учреждениями №84 07.02.2012 г.

 

Список використаних джерел:

 

  1. Конституція України №254к/96-ВР від 28.06.1996 р.
  2. Закон України «Про державне регулювання ринку цінних паперів в Україні» 448/96-ВР від 30.10.1996 р.
  3. Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» №996-XIV від 16.07.1999 р.
  4. Закон України «Про цінні папери та фондовий ринок» №3480-IV від 23.02.2006 р.
  5. Закон України «Про акціонерні товариства» №514-VI від 17.09.2008 р.
  6. Міжнародний стандарт «Міжнародний стандарт бухгалтерського обліку 34 (МСБО 34). Проміжна фінансова звітність» від 01.01.2012 р.
  7. Міжнародний стандарт «Міжнародний стандарт бухгалтерського обліку 1 (МСБО 1). Подання фінансової звітності» від 01.01.2012 р.
  8. Постанова КМУ «Про затвердження Порядку подання фінансової звітності» №419 від 28.02.2000 р.
  9. Рішення ДКЦПФР «Про затвердження Положення про розкриття інформації емітентами цінних паперів» №1591 від 19.12.2006 р.
  10. Рішення ДКЦПФР «Про затвердження Положення про розкриття інформації емітентами акцій та облігацій підприємств, які знаходяться у лістингу організатора торгівлі, та Порядку заповнення форм розкриття інформації та змін до них емітентами акцій та облігацій підприємств, які знаходяться у лістингу організатора торгівлі» №981 від 22.06.2010 р.
  11. Рішення ДКЦПФР «Про схвалення інформаційного листа Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку "Щодо розкриття на фондовому ринку інформації про діяльність публічних акціонерних товариств на основі міжнародних стандартів фінансової звітності» №1033 від 30.06.2010 р.
  12. Рішення ДКЦПФР «Про затвердження Порядку розкриття інформації про діяльність публічних акціонерних товариств на основі міжнародних стандартів фінансової звітност» №1780 від 30.11.2010 р.
  13. Лист НБУ, МФУ, ДСС України «Про застосування міжнародних стандартів фінансової звітності» № 12-208/1757-14830, 31-08410-06-5/30523, 04/4-07/702 від 07.12.2011 р.
  14. Розпорядження Держфінпослуг «Про оприлюднення інформаційного повідомлення щодо переходу на міжнародні стандарти фінансової звітності небанківськими фінансовими установами» №84 07.02.2012 р.
  15. Роз’яснення НКЦПФР «Про порядок застосування частини шостої статті 40 Закону України "Про цінні папери та фондовий ринок" щодо розкриття інформації відповідно до Міжнародних стандартів фінансової звітності №1» від 09.02.2012 р.
  16. Лист МФУ «Щодо представлення квартальної фінансової звітності за міжнародними стандартами» 31-08410-07-23/3764 від 15.02.2012 р.  

Вверх