ул. Александра Довженка,
дом 2
, оф. 41, г. Киев, 03057
Украина
+380 (44) 456-08-22

Правовые последствия неуплаты авансовых взносов по налогу на прибыль



Одной из гарантий соблюдения налоговой дисциплины является авансовый взнос. Данный механизм был введен в Налоговый кодекс Украины с целью недопущения неуплаты налогов. Несмотря на экономическую невыгодность для налогоплательщика, уплата авансовых взносов является обязанностью налогоплательщика, а потому невыполнение данной обязанности может привести к применению санкций со стороны налоговых органов. Попробуем рассмотреть основные аспекты ответственности за неуплату или несвоевременную уплату авансовых взносов.

Момент возникновения налогового долга

Согласно общему правилу, предусмотренному п. 54.1. ст. 54 НК Украины, кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, налогоплательщик самостоятельно рассчитывает сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, которую отмечает в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, который подается контролирующему органа в сроки, установленные этим Кодексом. Такая сумма денежного обязательства и/или пени считается согласованной

Согласно абз. 9 п. 57.1 ст. 57 НК Украины  в составе годовой налоговой декларации налогоплательщиком подается расчет ежемесячных авансовых взносов, которые должны платиться в следующие двенадцать месяцев. Определенная в расчете сумма авансовых взносов считается согласованной суммой денежных обязательств.

Согласно п. 56.11 ст. 56 НК Украины не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное плательщиком налогов.

ГНА также стоит на позиции, что даже неуказанные суммы авансовых взносов в декларации, которые платятся налогоплательщиком, являются согласованной суммой обязательства. Эта позиция является спорной, ведь у налогового органа отсутствует расчет суммы налога, осуществленный плательщиком. Налоговый орган может самостоятельно определить сумму обязательства в порядке ст. 54 НК Украины. Этот вопрос ключевой при определении момента возникновения налогового долга, а затем, и правомерности действий ОГНС по взысканию неуплаченного налога

Итак, если авансовый взнос является согласованным обязательством, то неуплата авансового взноса в определенный граничный срок уплаты имеет следствием возникновение налогового долга согласно ст. 14 НК Украины

Согласно пп. 14.1.175. п. 14.1 ст. 14 НК Украины налоговый долг – сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

ОГНС в таком случае не выписывает налоговое уведомление-решение, а налогоплательщик не имеете права проводить процедуру административного или судебного обжалования. У ОГНС возникает право сразу присылать налогоплательщику налоговое требование

Согласно п. 59.1 ст. 59 НК Украины в случае, если налогоплательщик не платит согласованной суммы денежного обязательства в установленные законодательством сроки, орган государственной налоговой службы присылает (вручает) ему налоговое требование в порядке, определенном для отправки (вручения) налогового уведомления-решения.

Налоговое требование присылается не раньше первого рабочего дня после истечения предельного срока уплаты суммы денежного обязательства.

Ответственность налогоплательщика

Ответственность налогоплательщика за неуплату авансовых взносов наступает независимо от результатов хозяйственной деятельности текущего году и наличия/отсутствия денежных средств на счету.

НК Украины предусматривает штрафные санкции в виде штрафа и пени за несвоевременную уплату. Согласно п. 126.1 ст. 126 НК Украины в случае, если налогоплательщик не платит согласованную сумму денежного обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий на протяжении сроков, определенных этим Кодексом, такой налогоплательщик притягивает к ответственности в виде штрафа в таких размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга

Кроме того, после истечения установленных этим Кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства (предельного срока уплаты авансового взноса) на сумму налогового долга начисляется пеня. Согласно п. 129. 4 ст. 129 НК Украины пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки.

Таким образом, для предприятия неуплата авансовых взносов угрожает уплатой штрафа (в размере 10% или 20% в зависимости от продолжительности задержки) и уплаты пени ( в размере 120% годовых учетной ставки НБУ). С 10.06.2013 г. размер учетной ставки НБУ 7%. То есть, если на момент уплаты налогоплательщиком суммы долга размер учетной ставки НБУ не изменится, то размер пени будет составлять 8,4% годовых за каждый день просрочки

При этос, важно учесть, что уплата налогоплательщиком денежных средств в первую очередь направляется на покрытие пени и штрафа, а основного обязательства – по остаточному принципу, независимо от того, что налогоплательщик указывает в назначении платежа

Также предусмотрена административная ответственность для должностных лиц налогоплательщика (директора и бухгалтера) в виде наложения штрафа в размере от 85,00 грн. до 170,00 грн. Повторное привлечение к административной ответственности в течение года – штраф в размере от 170,00 грн. до 255,00 грн.

Погашение налогового долга

С целью погашения налогового долга налогоплательщиком ОГНС наделены полномочиями, предусмотренными в главе 9 НК Украины

Согласно п. 88.1. ст. 88 НК Украины с целью обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязанностей, определенных этим Кодексом, имущество налогоплательщика, который имеет налоговый долг, передается в налоговый залог. Право налогового залога возникает на основании норм НК Украины и не нуждается в письменном оформлении

Право налогового залога возникает со дня, следующего за граничным днем уплаты авансового взноса. Например, неуплата авансового взноса за июль 30 июля 2013 года имеет следствием возникновения права налогового залога уже 31 июля 2013 года без любого специального решения об этом

Согласно п. 89.2. ст. 89 НК Украины с учетом положений этой статьи право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, которое находится в его собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) в день возникновения такого права и балансовая стоимость которого отвечает сумме налогового долга налогоплательщика, кроме случаев, предусмотренных пунктом 89.5 этой статьи, а также на другое имущество, на которое налогоплательщик приобретет права собственности в будущем.
 
Однако право налогового залога со дня, следующего за предельным днем уплаты авансовых взносов, возникает лишь относительно «всего и никакого» имущества. ОГНС должны четко определить имущество, на которое распространяется право налогового залога. Для этого ОГНС проводит опись имущества.

Препятствование ОГНС в проведении описания имущества (недопущение работников ОГНС к имуществу, непредоставление документов) приводит к обращению налогового органа в суд относительно остановки расходных операций на счетах налогоплательщика, запрет отчуждения таким налогоплательщиком имущества и обязательства такого налогоплательщика допустить налогового управляющего для описания имущества в налоговый залог

Кроме налогового залога ОГНС может применять исключительный способ погашения налогового долга – административный арест.

Итак, неуплата Вами авансовых взносов ОГНС имеет следствием:

  1. возникновение налогового долга;
  2. уплату штрафа в размере 10% или 20% в зависимости от продолжительности просрочки;
  3. уплату пени в размере 120% годовых учетной ставки НБУ;
  4. административную ответственность руководителя и главного бухгалтера;
  5. возникновение права налогового залога

Законных механизмов уменьшить размер авансовых платежей по состоянию на сегодня не существует. НК Украины предусмотренная единая возможность их пересмотра – по результатам І квартала года (если результат убыточный). Других оснований для пересмотра не предусмотрено. Кроме того, неуплата авансовых платежей в связи с уменьшением дохода/прибыли текущего года в сравнении с прошлым даже не будет рассматриваться смягчающим обстоятельством при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности

Возможным вариантом является рассрочка или отсрочка налоговых обязательств и налогового долга (тех, уплата которых уже просрочена). Сама процедура довольно сложная, предусматривает представление многочисленных документов, в том числе и экономических обоснований целесообразности и возможности предоставления льготных условий уплаты налогов. Для определения возможности получения решения о рассрочке/отсрочка однозначно следует обращаться сначала именно в ОГНС.

Альтернативный вариант

Если в декларации на прибыль не был определен размер авансовых платежей в 2013 году, или если не уплачен авансовый взнос за январь-февраль 2013 года, то сумма денежного обязательства, как было указано в п. 1 консультации, является несогласованной. В таком случае ОГНС обязательно сначала должен составить налоговое уведомление-решение.

Можно проводить процедуру и административного, и судебного обжалования. Но не одновременно. С целью, затянуть момент возникновения согласованного обязательства всегда следует сначала пройти административную процедуру до конца.

Штрафные санкции в виде штрафа и пени применяться не будут до окончательного согласования суммы обязательства ( как максимум – до принятия решения апелляционного административного суда не в пользу налогоплательщика).

Но и в таком случае налогоплательщик должен сначала уплатить сумму долга, а лишь потом имеет право на возвращение сверх меры уплаченных налогов в порядке и на основаниях, предусмотренных ст. 43 НК Украины


Вверх