Внимание! В связи с изданием Высшим административным судом Украины письма от 19.07.2011 № 1049/11/13-11 практика судов всех инстанций относительно перерасчета пенсий кардинально изменилась. Практически все суды отказывают в удовлетворении требований истцов (пенсионеров).
Данная статья утратила свою актуальность и носит исключительно информационный характер, а не инструкции по защите прав пенсионеров.
Право на перерасчет пенсии работающим пенсионерам закреплено ч. 4 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 07.03.2003 года №1058-IV. Реализация данного права в наше время имеет определенные сложности вследствие многочисленных изменений законодательства, конкуренции нормативно-правовых актов, а также применения территориальными органами в своей работе «незаконных» писем Министерства труда и социальной политики и Пенсионного фонда Украины. Фактически, провести перерасчет на основании норм закона на сегодняшний день возможно лишь в судебном порядке путем принятия судебного решения об обязательстве территориальных органов ПФУ совершить определенные действия. С процессуальной точки зрения нормативно-правовое регулирование этот вопроса также не является однозначным.
Итак, если вы решили разобраться в вопросе, имеете ли право на перерасчет пенсии и каким образом это право можно реализовать, нам необходимо разобраться в следующих вопросах.
1. Кто имеет право на перерасчет пенсии?
При анализе ч. 4 ст. 42 Закона Украины « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 07.03.2003 года №1058-IV можно выделить три категории пенсионеров, которые имеют право на перерасчет пенсии, а именно:
- пенсионеры, которые после назначения или перерасчета пенсии продолжают работать и приобрели не менее чем 24 месяца страхового стажа независимо от перерывов в работе. Эти пенсионеры имеют право сделать перерасчет:
− только с учетом дополнительного приобретенного страхового стажа (такой перерасчет выгоден пенсионерам, чья заработная плата после назначения пенсии была невысокой). В таком случае, перерасчет пенсии осуществляется исходя из заработной платы (дохода), из которой была начислена пенсия.
− с учетом дополнительно приобретенного страхового стажа и заработной платы, которую они получали после назначения или предыдущего перерасчета пенсии (такой перерасчет выгоден пенсионерам, чья работа после назначения пенсии была высокооплачиваемой). Такой перерасчет проводится в случае, если в заявлении о перерасчете пенсии указано, что лицо желает осуществить перерасчет по стажу и по заработной плате. В таком случае заработная плата рассчитывается по правилам ч. 1 ст. 40 Закона Украины « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 07.03.2003 года №1058-IV, а именно: за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года, независимо от перерывов, и за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года.
2. пенсионеры, которые проработали и приобрели меньше 24 месяцов страхового стажа. Однако здесь есть особенность: заявление о перерасчете пенсии может быть подано не раньше как через два года после назначения (предыдущего перерасчета) с учетом страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) с учетом заработной платы, из которой назначено (предварительно перечислено) пенсию. То есть, в таком случае проводится перерасчет исключительно по стажу.
3. пенсионеры, которые при выходе на пенсию не имели трудового (страхового) стажа (25 лет для мужнин и 20 - для женщин). Если пенсионер вышел на пенсию, имея неполный стаж, а потом доработал к необходимым 20 или 25 годам, то он имеет право представить сведения о своем дополнительном стаже в любой момент. То есть, не ожидая окончания двух лет, как в предыдущем случае. Но в этом случае не проводится перерасчет по заработной плате, а лишь по стажу работы.
Указанные категории пенсионеров, предусмотренные ч. 4 ст. 42 Закона Украины, в которую Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI были внесены изменения. 22.05.2208 года Решением Конституционного Суда Украины № 10-рп/2008 указанные изменения были признанные неконституционными. ВНИМАНИЕ: неконституционными были признанные именно изменения в ст. 42 Закона Украины, а не самая статья. Итак, действующей редакцией ст. 42 Закона Украины есть редакция от 09.07.2007 года.
Согласно этой редакции ограниченно категории пенсионеров, которые имеют право на перерасчет, в частности: пенсионеры, которые после назначения/перерасчета пенсии продолжали работать. Такой перерасчет проводится не раньше как через два года после назначения/ перерасчета пенсии. Перерасчет осуществляется: исходя из страхового стажа и/или заработной платы.
2. На основании каких сведений проводится перерасчет пенсии?
Как уже было указано выше, возможны два варианта перерасчета пенсии: 1. по стажу и 2. по стажу и заработной плате. Так как перерасчет пенсии проводится на основании заявления пенсионера о перерасчете, то в данном заявлении нужно указать, какой именно вид перерасчета Вы желаете провести. К определению вида перерасчета пенсии нужно подходить осторожно: если заработная плата после назначения пенсии была невысокой, например, равнялась минимальной заработной плате, установленной в Украине, то нужно заявить о перерасчете пенсии по стажу. Перерасчет по стажу и заработной плате в таком случае является невыгодным: размер пенсии после перерасчета может получиться меньше, чем был. Но если размер заработной платы был достойным, то обязательно нужно заявлять о перерасчете по двум показателями (заработной плате и стажу), что значительно повысит пенсию после перерасчета.
3. Какой показатель заработной платы в среднем на одного человека по Украине используется при перерасчете пенсии?
При перерасчете пенсии на основании ч. 4 ст. 42 Закона Украины территориальные органы ПФУ должны использовать показатель заработной платы в среднем на одного человека по Украине за календарный год, который предшествует году перерасчета пенсии. То есть, если Вы обращаетесь с заявлением о перерасчете пенсии в 2011 году, то территориальные органы ПФУ при перерасчете Вашей пенсии должны применять показатель заработной платы в среднем на одно застрахованное лицо за 2010 год; если заявление было подано в 2010 году – то берется показатель за 2009 год, а если в 2009 году – то показатель за 2008 год соответственно.
ОДНАКО: в практике территориальные органы ПФУ нарушают эту норму закона, ссылаясь на то, что ч. 4 ст. 42 Закона Украины признанная неконституционной (что является неверным: как уже было указано выше, неконституционной была признанная не ст. 42, а изменения в нее, внесенные 28.12.2007 года). Они проводят перерасчет по показателю заработной платы в среднем на одно застрахованное лицо по показателю 2007 года. Такая незаконная практика является следствием общего письма Министерства труда и социальной политики от 11 марта 2009 года № 20/0/118-091039 и Пенсионного фонда Украины от 11 марта 2009 года № 4096/02-01. Это письмо не является нормативно-правовым актом, его положения НЕ ДОЛЖНЫ применяться в работе органов ПФУ, поскольку прямо противоречат закону.
Однако территориальные органы ПФУ отказываются проводить перерасчет по показателям года, который предшествует заявлению о проведении перерасчета, а обязать их провести такой перерасчет можно лишь в судебном порядке. Вследствие таких незаконных действий территориальных органов ПФУ каждый пенсионер, перерасчет пенсии которого проведен с такими нарушениями, недополучает около четвертой части пенсии, на которую он имеет право.
4. В какой суд подавать иск о признании незаконными действий территориальных органов ПФУ и обязательстве провести «законный» перерасчет пенсии?
Процессуальное законодательство на протяжении 2010 года в части определения подведомственности и подсудности дел о перерасчете пенсий было нестабильным. Так, можно определить следующие периоды (в зависимости от того, какой суд был уполномоченным рассматривать дела):
1. до 10.03.2010 года (до момента вступлению в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательных акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами» от 18.02.2010 года №1691-VI) дела о перерасчете пенсии рассматривались в порядке административного судопроизводства местными общими судами как административными судами.
2. с 10.03.2010 года до 09.09.2010 года (до принятия Конституционным Судом Украины решения от 09.09.2010 г. № 19-рп/2010 относительно признания положения ГПК Украины относительно рассмотрения дел о перерасчете пенсии в порядке гражданского судопроизводства неконституционным) дела о перерасчете пенсии рассматривались общими судами в порядке гражданского судопроизводства. Указанное решение КСУ привело к определенным процессуальным проблемам, а именно: дела о перерасчете пенсий, которые находились в производстве общих судов в порядке гражданского судопроизводства, были закрыты, пенсионеры были вынуждены обращаться к общим судам снова с административным иском.
3. с 09.09.2010 года по 01.01.2011 года – на протяжении этого периода дела о перерасчете пенсии рассматривались в порядке административного судопроизводства общими местными судами в силу того, что КСУ признал неконституционными изменения в ГПК Украины и КАСУ Украины от 18.02.2010 года, а, следовательно, восстановило свое действие положение о рассмотрении этих дел общими судами в порядке административного судопроизводства.
4. с 01.01.2011 года – рассмотрение дел о перерасчете пенсии проводится местными общими судами как административным судами в порядке административного судопроизводства на основании изменений в КАС Украины, внесенных Законом Украины « О судоустройстве и статусе судей» № 2453-VI с 07.07.2010 года.
Такая путаница и нестабильность правового регулирования относительно подведомственности дел о перерасчете пенсий усложняла на отдельных этапах защиту своих прав пенсионерами, а, в конце концов, привела к искусственному затягиванию рассмотрения дел за правилами разного судопроизводства, в судах разных инстанций, не говоря уже о его выполнении.
Так, «проблемными» есть решения, которые были постановлены за период с 09.09.2010 года по 01.01.2011 года – местными общими судами в порядке административного судопроизводства на основании решения КСУ с 09.09.2010 года. Территориальные органы ПФУ, как и любой государственный орган в принципе, в обязательном порядке подают апелляционные жалобы на ВСЕ решения, которые принимаются судами, не обращая внимания на отсутствие законных оснований для пересмотра таких решений. Таким образом, на принятые в указанный выше период решения, были поданы соответствующие апелляционные жалобы, которые сначала были направлены местными судами в соответствующие апелляционные административные суды, которые не принимали их к своему проведению в силу того, что за законодательством они приобретали полномочия о просмотре таких дел лишь с 01.01.2011 года.
02 декабря 2010 года был принят Закон Украины « О внесении изменений в раздел XII «Заключительные положения» Закона Украины « О судоустройстве и статусе судей» относительно передачи дел, связанных с социальными выплатами», согласно которому апелляционные жалобы относительно таких споров, которые представлены в апелляционные суды до дня вступления в силу Закона Украины от 02.12.2010 года №2748-VI « О внесении изменений в раздел XII «Заключительные положения» Закона Украины « О судоустройстве и статусе судей» относительно передачи дел, связанных с социальными выплатами» в порядке гражданского судопроизводства, и апелляционные жалобы, переданные соответствующим апелляционным судам согласно п. 2 роз. II Закона Украины от 18.02.2010 года №1691-VI « О внесении изменений в некоторые законодательных актов Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами», проведение по которым не открыто, рассматриваются этими апелляционными судами в порядке административного судопроизводства.
5. По правилам какого производства рассматривается дело?
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1832КАСС Украины дела о перерасчете пенсии рассматриваются по правилам сокращенного производства. Положительными моментами рассмотрения данной категории дел в порядке сокращенного производства является следующее.
Во-первых, сокращенные сроки рассмотрения дела по сравнению с рассмотрением аналогичных дел в порядке искового производства. Согласно ч. 3 ст. 1832КАС Украины об открытии сокращенного производства суд выносит постановление, копия которого безотлагательно направляется ответчику вместе с копией искового заявления и добавленных к нему документов. В постановлении в обязательном порядке отмечаются срок представления возражения против иска, порядок его представления, а также следствия непредоставления такого возражения. Ответчик в десятидневный срок со дня получения такого постановления и копий документов может представить возражение против иска и необходимые документы или заявление о признании иска. Если дело рассматривается судом по местонахождению ответчика, то возражение против иска или заявление о признании иска должны быть представлены непосредственно через канцелярию суда. Таким образом, так как дела о перерасчете и выплате пенсии рассматриваются, как правило по местонахождению территориального органа ПФУ (которое совпадает с местожительством истца, поскольку истец стоит на учете в соответствующем территориальном органе ПФУ по месту своего жительства), то сокращается время на получение возражения территориальных органов ПФУ вследствие лишение их права присылать данные возражения средствами почтовой связи (что всегда приводит к потери времени).
Судья рассматривает дело в порядке сокращенного производства единолично, без проведения судебного заседания и вызова лиц, которые принимают участие в деле. По результатам рассмотрения дела в сокращенном производстве судья, оценив сообщенные истцом, ответчиком обстоятельства, при наличии достаточных оснований принимает законное и обоснованное судебное решения. В случае недостаточности сообщенных истцом обстоятельств или если по результатам рассмотрения представленного ответчиком возражения суд придет к заключению о невозможности принятия законного и обоснованного судебного решения без проведения судебного заседания и вызова лиц, которые принимают участие в деле, суд рассматривает дело по общим правилам искового производства, о чем выносит постановление, которое не подлежит обжалованию.
КАС Украины в ч. 5 ст. 183-2 четко определенны сроки, на протяжении которых должны быть рассмотрено дело, в частности: 1. не позднее чем на следующий день со дня поступления в суд заявления ответчика о признании иска (вариант в спорах с государственными органами в принципе нереальный); 2. не позднее трех дней со дня окончания срока на представление ответчиком возражений, если в суд не были представлены возражения ответчика и при условии, что дело рассматривается судом по местонахождению ответчика; 3. не позднее трех дней - в случае если на протяжении семи дней со дня окончания срока представления ответчиком возражений, в суд не поступило возражения ответчика и при условии, что дело не рассматривается судом по местонахождению ответчика (определенный срок касается случаев, когда дело рассматривается не по месту нахождения ответчика и возражение присылаются им средствами почтовой связи, которая, как уже было указано выше, является довольно редким случаем в данной категории дел); 4. не позднее пяти дней со дня представления ответчиком возражения против иска.
Таким образом, процессуальным законом определены сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории. Данные сроки нарушаются судами, однако, даже не смотря на это, рассмотрение дел данной категории с момента подачи административного иска до момента получения постановления по делу занимает в среднем около одного месяца.
6. Может ли быть обжаловано принятое судом решение по делу?
Постановление суда, принятое в сокращенном производстве, может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке. Согласно Закону Украины «О внесении изменений в раздел XII «Заключительные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно передачи дел, связанных с социальными выплатами» от 02.12.2010 года такие дела рассматриваются по правилам административного судопроизводства. Таким образом, судом апелляционной инстанции по данной категории дел на сегодня могут быть или апелляционные общие суды, или апелляционные административные суды, в зависимости от даты принятия решения и даты подачи апелляционной жалобы на решение. Но, независимо от того, какой суд рассматривает дело в апелляционном порядке, он рассматривает его по правилам административного судопроизводства в порядке письменного производства.
Апелляционная жалоба подается на протяжении десяти дней со дня получения копии постановления. При рассмотрении дела в суде в порядке письменного производства суд рассматривает дело на основе материалов дела без вызова сторон.
Постановление, принятое в сокращенном производстве, кроме случаев обжалования его в апелляционном порядке, является окончательным. В случае обжалования в апелляционном порядке постановления, принятого в порядке сокращенного производства, постановление суда апелляционной инстанции по такому делу является окончательным и обжалованию не подлежит.
Таким образом, кроме сокращения сроков рассмотрения дел, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, решение суда апелляционной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит. Существование только двух инстанций по данной категории дел также приводит в целом к сокращению сроков рассмотрения дела и принятия окончательного решения.
7. Какой размер судебного сбора при обращении в суд с административным иском о перерасчете пенсии?
Согласно ст. 89 КАС Украины лицо, которое обращается в административный суд с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой, заявлением о просмотре судебного решения Верховным Судом Украины, заявлением о пересмотре дела по нововыявленным обстоятельствам, должны уплатить судебный сбор.
До момента вступления в силу закона, который регулирует порядок уплаты и размеры судебного сбора судебный сбор при обращении в административный суд платится в порядке, установленном законодательством для государственной пошлины, то есть согласно Декрета КМУ Украины «О государственной пошлине» №7-93 от 21.01.1993. Для данной категории дела размер судебного сбора определен в пп. б п. 1 ст. 3 Декрета, а именно: 0,2 необлагаемого минимума доходов граждан, что составляет 3,40 гривен.
Также при уплате государственного пошлины вам необходимо проверить, не освобождены ли вы от уплаты государственной пошлины на основании ст. 4 Декрета.
8. Каким образом исполняется решения суда?
Решение суда по общему правилу может быть исполнено после вступления ним в законную силу, а именно: 1. после окончания срока на апелляционное обжалование, если апелляционная жалоба на решение суда не была подана; 2. с момента принятия решения судом апелляционной инстанции.
Но Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 года были внесены положительные изменения в части регулирования вопроса исполнения решений, принятых в порядке сокращенного производства, а именно: такие постановления суда исполняются НЕМЕДЛЕННО.
Судебное решение, которое подлежит немедленному исполнению (об этом указывается в резолютивной части решения) является основанием для его исполнения. Решение суда являются обязательными для всех лиц. В случае же если территориальные органы ПФУ не исполняют решение в добровольном порядке, то существует порядок обращения судебных решений к принудительному исполнению, которое ведется органами государственной исполнительной службы на основании исполнительного документу, выданного судом, - исполнительного листа.
Таким образом, при подачи административного иска, следует просить суд допустить постановление, принятое по результатам рассмотрения иска, к немедленному исполнению с целью существенно ускорить исполнение решения по делу и реальной защиты своих прав. Решение, в котором постановлено о немедленном его исполнении, в дальнейшем может быть обжалованно территориальными органами ПФУ в суд апелляционной инстанции, но это не влияет на его исполнение.
9.Порядок реализации права на перерасчет пенсии (алгоритм действий)
1. Подать заявление в территориальный орган ПФУ, в котором Вы находитесь на пенсионном учете, о перерасчете пенсии на основании ч. 4 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», указав при этом вид перерасчета – по стажу или по стажу и заработной плате. Заявление нужно подать через канцелярию территориального органа ПФУ с отметкой о принятии с указанием номера входящей корреспонденции и даты принятия.
2. Дождаться перерасчета пенсии по показателю заработной платы в среднем на одно застрахованное лицо в Украине за 2007 год – подать заявление в территориальный орган ПФУ с требованием объяснить применение показателя 2007 года и провести перерасчет по показателю году, который предшествует году обращения. Заявление также подается через канцелярию территориального органа ПФУ с отметкой о принятии с указанием номеру входящей корреспонденции и даты принятия.
3. Подать административный иск в местный общий суд в порядке административного судопроизводства. Обязательно к исковому заявлению необходимо приложить первоначальное заявление о перерасчете пенсии, второе заявление о проведении перерасчета, ответ территориального органа с отказом о проведении перерасчета по показателю года, который предшествует перерасчету, копию вашего паспорта, пенсионного удостоверения, а также квитанции об уплате судебного сбора. Обязательно одним из требований указать допустить постановление суда, принятое по результатам рассмотрения дела, к немедленному исполнению.
4. После вынесения судебного решения – получить решение суда и исполнительный лист, в случае если территориальным органом ПФУ не была подана апелляционная жалоба на решение суда или если судом постановлено решения о его немедленном исполнении.
5. Если же апелляционная жалоба была подана в деле, решение по которому не допущено к немедленному исполнению – дождаться решения суда в апелляционном порядке. По данной категории дел решение апелляционной инстанции является окончательным и не может быть обжаловано. По возвращении дела в суд первой инстанции (3-5 дней) обратиться с заявлением о выдаче исполнительного листа.
6. Обратиться в соответствующий территориальный орган ПФУ с просьбой добровольно исполнить решение суда. В случае отказа – обращаться к соответствующий орган государственной исполнительной службы по местонахождению должника ( территориального органа ПФУ) за принудительным исполнением решения на основании исполнительного документа – исполнительного листа суда.