вул. Олександра Довженка,
буд. 2
, оф. 41, м. Київ, 03057
Україна
+380 (44) 456-08-22

Особливості працевлаштування іноземців в Україні



Развитие экономики государства находится в непосредственной связи с занятостью населения такого государства. Одним из основных приоритетов Украины являться обеспечение занятости собственных граждан. Статьей 43 Конституции Украины гарантировано право на работу.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О занятости населения» государственная политика Украины в сфере занятости население базируется также на принципах международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая работу иностранных граждан в Украине.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства» иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины. Иностранцы имеют право на трудоустройство в Украине с учетом отдельных особенностей, которые обусловлены требованиями национальной безопасности и государственной политики относительно трудоустройства собственных граждан.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины «О занятости населения» компания, которая имеет целью принять на работу иностранца, обязана получить разрешение на такое трудоустройство. В дальнейшем разрешение на трудоустройство иностранцев является необходимым условием для получения иностранцем разрешения на временное проживание в Украине.

Без получения вышеупомянутых разрешений иностранцы могут находиться в Украине только на протяжении определенного периода. В случае получения визы – на период действия такой визы. Если между Украиной и государством иностранца заключен международный договор о безвизовом порядке въезда на территорию Украины, иностранцы имею право находиться на территории Украины конкретно определенный срок. Если иностранцы являются выходцами из стран-членов СНГ, такой срок, в основном, составляет 90 календарных дней. После истечения такого срока иностранцы обязаны покинуть территорию Украины или легализировать свое пребывание.

Подготовка к получению разрешения на трудоустройство иностранца

Процедура получения разрешения на трудоустройство иностранца отличается в зависимости от страны происхождения иностранца. Если иностранец является резидентом страны, с которой Украина заключила международный договор о безвизовом режиме, он имеет право на въезд в Украину без получения долгосрочной визы (указывается буквой Д, в машиносчитываемой зоне - VD) и разрешения на трудоустройство.

Если иностранец является резидентом страны, с которой Украина не имеет международных договоров о безвизовом режиме, иностранцу не следует въезжать в Украину до получения разрешения на трудоустройство и оформления долгосрочной визы типа Д.

Согласно п. п. 3 п. 10 Правил оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 2011 г. № 567,  долгосрочная виза выдается при наличии заверенной в установленном порядке копии разрешения на использование труда иностранца.

Таким образом, до того, как иностранец въедет в Украину, он должен переслать следующие документы:

  • копию паспорта, документов об образовании или квалификации иностранца, удостоверенные нотариусом и с проставленным апостилем;
  • доверенность на представительство интересов иностранца с указанием полномочий на представительство интересов иностранца в органах налоговой инспекции и отделах по вопросам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц МВД Украины;
  • справка уполномоченного органа страны происхождения (пребывания) о том, что иностранец, который на момент оформления разрешения находится за пределами Украины, не отбывает наказания за совершения преступления и не находится под следствием;
  • две цветные фотокарточки иностранца размером 3,5 х 4,5 см;
  • копия проекта трудового договора (контракта) – соответствующий проект предварительно должен быть подготовлен компанией-работодателем и присланный иностранцу для подписания. Советуем пересылать проект по электронной почте, после получения иностранец сможет его распечатать, подписать и выслать обратно.

Доверенность необходима для получения идентификационного кода и удостоверения на временное трудоустройство.

Вышеуказанные документы необходимы для оформления разрешения на трудоустройство иностранца.

Порядок получения разрешения на трудоустройство иностранца

Процедура получения работодателями разрешения на трудоустройство иностранцев урегулированы Порядком выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование работы иностранцев и лиц без гражданства, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 апреля 2009 г. № 322 (в дальнейшем Порядок).

Процедура получения разрешения имеет как юридический, так и сугубо финансовый аспекты, которые усложняют получение такого разрешения.

Согласно п. 15 Порядка за рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на использование работы иностранца и продление срока его действия с работодателя взыскивается плата в размере четырех минимальных заработных плат. По состоянию на 01.10.2011 года, размер платы за получения разрешения на трудоустройство иностранца составляет 3940 грн. В случае отказа центра занятости в предоставлении разрешения соответствующий платеж не возвращается заявителю.

Кроме уплаты государственной пошлины компания-заявитель должна подготовить и предоставить пакет документов.

Согласно п. 5 Порядка для получения разрешения на использование работы иностранца работодатель подает в центр занятости такие документы:

  • заявление – оформляется в произвольной форме с указанием реквизитов компании-работодателя и реквизитов иностранца, которого планируют принять на работу;
  • две цветные фотокарточки иностранца размером 3,5 х 4,5 см. – с обратной стороны необходимо указать фамилию, имя, отчество иностранца и заверить печатью работодателя;
  • обоснование целесообразности использования работы иностранца и возможности создания для него соответствующих условий для пребывания и работы – соответствующее обоснование также подается в произвольной форме. Особое внимание необходимо обратить на необходимость трудоустройства такого иностранца, его профессиональные характеристики. Перед тем, как трудоустраивать иностранца, следует подать заявку в соответствующий центр занятости с вакансией на конкретное рабочее место. Заявка должна содержать узкоспециализированные характеристики должности и требования к кандидату, которые отвечают навыкам иностранца;
  • документ (приказ, извлечение из протокола, доверенность и т.п.), оформленный в установленном порядке, который подтверждает право лиц представлять интересы работодателя в центре занятости – если трудоустройство иностранцев обеспечивают лица, которые не имеют таких полномочий согласно уставу компании (директор, глава правления и др.), необходимо подготовить доверенность с указанием органов и полномочий относительно подачи документов на получение разрешений на трудоустройство иностранцев;
  • справка органа государственной налоговой службы об уплате работодателем налогов и сборов (обязательных платежей) – соответствующую справку можно получить в государственной налоговой инспекции по местонахождению работодателя. Срок выдачи справки составляет 15 календарных дней. Срок действия справки – 30 календарных дней;
  • справка центра занятости об отсутствии у работодателя задолженности перед Фондом – для получения соответствующей справки компании необходимо находиться на учете в центре занятости. При получении справок об отсутствии задолженности необходимо согласовать сроки их получение и срок действия соответствующих справок;
  • квитанция о внесении платы за рассмотрение заявления – уплата пошлины за выдачу разрешения на трудоустройство иностранца может осуществляться на основе платежного поручения компании или на основе квитанции, в случае уплаты поверенным через учреждение банка;
  • копия проекта трудового договора (контракта), удостоверенная работодателем – особенностью является то, что трудовой договор должен быть подписан работодателем и работником без указания даты заключения, в другом случае это уже будет не проект, а заключенный договор. Кроме того, проект трудового договора должен содержать пометку «ПРОЕКТ»;
  • справка, заверенная печатью и подписью работодателя (в случае наличия на предприятии режимно-секретного органа - также подписанная его руководителем), о том, что рабочее место или должность, на которых будет использоваться работа иностранца, согласно законодательству не связаны с принадлежностью к гражданству Украины и не нуждаются в предоставлении допуска к государственной тайне. Соответствующая справка также подается в произвольной форме;
  • справка органа внутренних дел об отсутствии (наличии) судимости иностранца, который на момент оформления разрешения находится на территории Украины - если иностранец на момент подачи заявления на получение разрешения находится на территории Украины, он должен получить справку об отсутствии судимости, которая предоставляется органами внутренних дел Украины;
  • справка уполномоченного органа страны происхождения (пребывания) о том, что иностранец, который на момент оформления разрешения находится за пределами Украины, не отбывает наказание за совершения преступления и не находится под следствием – последние две справки подаются в зависимости от того, находится ли иностранец на территории Украины или только планирует пересечь границу;
  • копия устава работодателя, удостоверенного в установленном порядке – заверение устава должно быть осуществлено в соответствии с ГСТУ 4163-2003, утвержденного приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики №55 от 07.04.2003 года;
  • копии документов об образовании или квалификации иностранца – в случае, если документ об образовании иностранца составлен на украинском или русском языках, перевода документа не требуется. Если документ составлен на иностранном языке, кроме русского, дополнительно необходимо осуществить перевод такого документа на украинский язык и заверить перевод нотариально. В случае если иностранец не имеет оригинала документа об образовании, копия такого документа должна быть легализована. Самым простым способом  легализации является проставление апостиля органом государства, который выдал такой документ;
  • копии страниц паспортного документа иностранца, которые содержат основные идентификационные данные, – копия паспортного документа иностранца должная также быть переведена на украинский язык с засвидетельствованием нотариусом верности такого перевода;
  • выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физический лиц–предпринимателей.
     

Порядок содержит особенности трудоустройства определенной категории иностранцев. К таким категориям относятся иностранцы, которые направлены иностранным субъектом хозяйствования в Украину для выполнения определенного объема работ или предоставление услуг на основе договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектом хозяйствования, а также «внутрикорпоративные цессионарии» и лица, которые предоставляют услуги без коммерческого присутствия в Украине. Украина и ЕС в 1994 году подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским сообществом и Украиной, которое вступило в силу для Украины с 01.03.98 года.

Согласно ч. 2 ст. 35 вышеуказанного Соглашения к «внутрикорпоративным цессионариям» относятся:

  • a) лица, которые занимают руководящие должности в организации, которые, главным образом, имею управленческие функции, получая полномочия на общий надзор или управление, в основном, от совета директоров, или акционеров, или лиц, которые приравниваются к ним, включая:

управление учреждением, отделом или подразделением учреждения;

осуществление надзора и контроля за работой других контролирующих, профессиональных или управленческих кадров;

полномочия на личное осуществление найма и освобождение или внесение рекомендаций относительно найма, освобождение или других действий относительно персонала;

  • b) лица, которые работают в организации и имеют нестандартные знания, которые являются существенными в области услуг, которые предоставляются организацией, исследовательского оборудования, технических методов или управления организацией. Оценка таких знаний может отображать, кроме конкретных знаний, необходимых для работы в организации, высокий уровень квалификации относительно вида работы или специальности, которые требуют специальных технических знаний, включая принадлежность к официально признанным профессиям.

Согласно ч. 2 ст. 35 Соглашения разрешения на проживание и трудоустройство выдаются таким рабочим и служащим только на срок такого найма. Вместо того пунктом 10 Порядок определено, что разрешение на использование работы иностранца, который принадлежит к категории «внутрикорпоративные цессионарии» или «лиц, которые предоставляют услуги без коммерческого присутствия в Украине», выдается на срок, не превышающий три года.

Последствия трудоустройства иностранцев без получения разрешения

Для компании, которая планирует принять на работу иностранца, разрешение на трудоустройство иностранца является необходимым во избежание уплаты штрафов и применения к такой компании другой формы юридической ответственности. В настоящее время статьей 204 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрено ответственность за нарушения должностными лицами предприятий установленного порядка трудоустройства иностранцев. Такие лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 1700 до 3400 грн. Следует помнить, что такое правонарушение относиться к длящимся правонарушениям, то есть штраф налагается после выявления факта нарушения. Если после наложения соответствующего штрафа, должностные лица не устранили соответствующие нарушения, таких лиц может быть привлечено к ответственности повторно.

Более негативные последствия трудоустройства иностранца без получения надлежащего разрешения наступают для компании-работодателя.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О занятости населения» в случае использования работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства на условиях трудового договора без разрешения на использование труда иностранцев (подчеркивание Б.И.) государственная служба занятости взимает с работодателя штраф за каждое такое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы. По состоянию на 01.10.2011 года размер такого штрафа составляет 19700 грн. Соответствующий штраф может также взиматься с работодателя несколько раз, до того момента, пока компания не получит необходимое разрешение на трудоустройство.

Подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что трудоустройство иностранца без получения соответствующего разрешения экономически невыгодно для компании. Наши юристы имеют положительных опыт в юридическом сопровождении трудоустройства иностранцев, как в национальных, так и иностранных компаниях. Правильное оформление трудоустройства иностранных лиц позволит вашей компании избежать уплаты штрафных санкций и обеспечить хорошую репутацию перед потенциальными работниками.


Догори