Статья была актуализирована и приведена в соответствие с положениями действующего законодательства 13 февраля 2013 года
С принятием Налогового кодекса Украины оживились обсуждения его непопулярных положений среди частных предпринимателей. Одним из таких непопулярных нововведений является увеличения размера ставки единого налога для определенных видов деятельности. Все это привело к значительному увеличению работы как для юристов, которые занимаются вопросами государственной регистрации физический лиц, так и для работников государственных органов, которые осуществляют обеспечение такой регистрации.
В настоящее время в Украине зарегистрировано довольно значительное количество физический лиц-предпринимателей, которые фактически не осуществляют хозяйственную деятельность. Учитывая небольшую ставку единого налога, физические лица не ощущали больших финансовых нагрузок относительно уплаты налога. С принятием Закона Украины " О внесении изменений в законы Украины " О Государственном бюджете Украины на 2010 год" и " Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" № 2461-VI физические лица-предприниматели обязаны осуществлять доплату до минимальной сумме страхового взноса в Пенсионный Фонд. Все это привело к увеличению налогового бремя для предпринимателей
Налоговый кодекс Украины предусматривает увеличение ставок единого налога для частных предпринимателей. Кроме того, планируется запретить заниматься определенными видами деятельности физическим лицам-предпринимателям, которые находятся на упрощенной системе налогообложения.
Как следствие таких непопулярных изменений, физические лица-предприниматели массово начали прекращение своей деятельности. Процедура прекращения хозяйственной деятельности физических лиц-предпринимателей более сложная, чем процедура создания. Такое осложнение приводит к тому, что предприниматели вынуждены обращаться к специалистам. Стоимость услуг юристов или других лиц, которые занимаются вопросами государственной регистрации, варьируется от 3000 грн. до 6 000 грн.
По нашему мнению, никакой сложности в такой процедуре нет. Все, что нужно, это иметь четкий алгоритм действий и представление о сроках такого прекращения. Вообще вся процедура занимает немного больше трех месяцев. Эта статья направлена на ознакомление предпринимателей с алгоритмом действий при прекращении предпринимательской деятельности, начиная с подачи заявления государственному регистратору и до исключения записи из государственного реестра юридических и физических лиц-предпринимателей относительно конкретного предпринимателя
Подача заявления государственному регистратору о прекращении предпринимательской деятельности
Нормативное регулирование: ч. 1 ст. 47 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц - предпринимателей" 755-IV( Далее Закон 7555ІV) от 15.05.2003.
Необходимые документы:
Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для внесения в Единый государственный реестр записи о решении физического лица-предпринимателя о прекращении им предпринимательской деятельности, если они не предусмотрены частью первой этой статьи
Порядок действий:
Сроки: процедура занимает от 30 мин. до 2 часов
Закрытие всех счетов в банковских учреждениях.
Перед тем, как подавать заявление о прекращении налогоплательщика в налоговую инспекцию, Вам необходимо закрыть все счета в банковских учреждениях. После того, как Вы закроете счета в банках, Ваш банк присылает налоговой инспекции информацию о закрытии счета физического лица-предпринимателя. Государственная налоговая инспекция во время проведения проверки налогоплательщика, выясняет, закрыты ли все счета предпринимателя. Если все налоги уплачены, отчеты подавались своевременно и никаких проблем с налоговой Вы не имеете, это будет камеральная проверка. Советуем обязательно взять справку в банке о закрытии счета, в дальнейшем справка может необходима для подтверждения закрытия счетов
Сроки: зависит от Вашего банка, банк может закрыть счет на протяжении одного дня, возможно, придется забрать справку на следующий рабочий день
Подача заявления в государственную налоговую инспекцию о прекращении налогоплательщика и получение справки об отсутствии задолженности относительно налогов, сборов (обязательных платежей). Соответствующая справка необходимая для подачи государственному регистратору по истечении 2-х месячного срока
Нормативное регулирование: Приказ Министерства финансов Украины " Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов" от 09 декабря 2011 года № 1588(далее Порядок учета налогоплательщиков);
Необходимые документы:
Порядок действий:
Варианты: если после проведения проверки окажется, что у предпринимателя есть долг по уплате налогов и сборов, налоговая сообщит о неуплаченных налогах и сборов
Сроки: фактически процедура может занимать до 30 дней, все зависит от того, добросовестно ли предприниматель выполнял налоговые обязательства.
Обращаем внимание, что согласно пп. 11.2 Порядка учета налогоплательщиков органы государственной налоговой службы начинают процедуры проверки и снятия с учета налогоплательщика после получения ведомостей от государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о прекращении предпринимательской деятельности. В случае получения таких ведомостей органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении документальной внеплановой проверки налогоплательщика на протяжении десяти рабочих дней с момента публикации уведомления о прекращении предпринимательской деятельности. Итак, с момента подачи первого заявления государственному регистратору налоговая должна приступить к проведению проверки. К сожалению, соответствующий механизм остается бездействующим. Предприниматели вынуждены обращаться в налоговые органы с заявлением по форме № 8ОПП для инициирования проверки
Согласно ч. 11 ст. 47 Закона 7555ІV по истечению процедуры прекращения предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо еще раз обратиться к государственному регистратору и подать справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования
Для получения соответствующей справки предприниматель обязан в произвольной форме подать заявление о прекращении предпринимательской деятельности и снятие с учета в органах Пенсионного фонда Украины. Обращаем внимание, что на момент проведения проверки инспекторами органов Пенсионного фонда Украины предприниматель не должен иметь задолженность по уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование. В случае наличия такой задолженности, необходимо будет ее погасить и уплатить соответствующие штрафные санкции
Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 8 октября 2010 года №22-2 " О порядке формирования и подачи страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" предусмотрена обязанность предпринимателей по подаче ежегодного отчета о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммы начисленного единого взноса
В случае неподачи таких отчетов, предприниматель будет обязан подготовить и подать отчет за периоды, на протяжении которых он не подавался. Особым отличием от подачи пропущенных деклараций в налоговую является то, что в органы Пенсионного фонда Украины необходимо подавать отчет по форме, которая существовала на момент, когда они должны были подаваться
После подачи всех необходимых отчетов и уплаты сборов и штрафных санкций, если такие существуют, органы Пенсионного фонда Украины предоставят предпринимателю справку об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование
После получения всех необходимых справок об отсутствии задолженностей предприниматель может осуществить последний шаг к прекращению предпринимательской деятельности. Согласно ч. 11 ст. 47 Закона 7555ІV для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности предприниматель должен подать регистратору:
В случае представления всех необходимых документов, государственный регистратор вносит запись в ЕГРПОУ о прекращении предпринимательской деятельности. С этого момента физическое лицо-предприниматель считается прекращенным
Особое внимание хотелось обратить на положение ч. 2 ст. 47 Закона 7555ІV, согласно которым по истечению проведения мероприятий по прекращению предпринимательской деятельности физический лица - предпринимателя, но не раньше истечения срока заявления кредиторами своих требований физический лицу не предоставленные в установленном законом порядке органом государственной налоговой службы и/или Пенсионного фонда Украины справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и/или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования или решения об отказе в их выдачи, физическое лицо - предприниматель или уполномоченное им лицо не раньше чем через десять рабочих дней со дня истечения такого срока имеет право на подачу государственному регистратору документов, предусмотренных частью одиннадцатой статьи 47 этого Закона, за исключением указанных справок, для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя по его решению по принципу молчаливого согласия
Соответствующее положение призвано решить проблему задержки в проверке налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Украины. К сожалению, практически реализовать соответствующее право довольно сложно. В случае обращения по истечении 2-х месяцев и 10 дней, государственный регистратор имеет право отложить рассмотрение заявления предпринимателя на следующий день. Фактически, предпринимателю не предоставляется информация о том, поступили ли государственному регистратору возражения от органов Пенсионного фонда Украины или налоговых органов. Данный однодневный срок позволяет государственным регистраторам злоупотреблять своим служебным положением и сообщать соответствующим органам о желании предпринимателя прекратиться по принципу молчаливого согласия. Как результат, на следующий день предпринимателю может быть отказано в прекращении предпринимательской деятельности на основании того, что к регистратору поступили замечания соответствующих органов. Проверить наличие таких замечаний довольно сложно без получения доступа к личному делу предпринимателя
В связи с этим приходится констатировать неудовлетворительную практику реализации прекращения по принципу молчаливого согласия