ул. Александра Довженка,
дом 2
, оф. 41, г. Киев, 03057
Украина
+380 (44) 456-08-22

Гарантии государства по исполнению судебных решений



Выполнение судебных решений довольно часто является сложным и продолжительным процессом. Причиной того является неплатежеспособность должника, отсутствие активов, введенный мораторий или отсутствие механизмов взыскания.

Отсутствие правовых механизмов взыскания характерно в случаях, когда должником являются государственные учреждения, предприятия или организации
Для преодоления этой проблемы 05 июня 2012 года был принят Закон Украины « О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений» № 4901-VI. Закон распространяется на таких субъектов-должников как: государственные органы; государственные предприятия, учреждения, организации; юридические лица, принудительная реализация имущества которых запрещается согласно законодательству

Таким образом, соответствующий Закон призван обеспечить гарантии кредиторов относительно выполнения судебных решений в делах, ответчиком по которым являются субъекты публичного права

Соответствующий Закон имеет как положительные, так и негативные стороны. К положительным сторонам можно отнести урегулирование порядка субсидиарной ответственности государства по обязательствам отдельных субъектов и процедуры регрессных требований государства к лицам, действие которых привели к такой ответственности.
Согласно ст. 3 Закона взыскания по денежным обязательствам осуществляются со счетов должника, а в случаях отсутствия средств – за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнение решений суда.

Итак, особенностью соответствующего закона можно определить возможность денежного возмещения по специальной бюджетной программе. Фактически, это свидетельствует о выделении из бюджета определенной суммы средств для покрытия таких расходов. К сожалению, соответствующий Закон не устанавливает, в каком размере будет осуществляться финансирование такой бюджетной программы

Положительным моментом соответствующего закона являются введения процедуры регрессного возмещения сумм, которые были выплачены за счет бюджетной программы. Так, согласно ч. 1 ст. 6 Закона средства, выплаченные по решению суда о взыскании средства согласно этому Закону считаются убытками государственного бюджета
Возмещение соответствующих убытков осуществляется должностным или служебным лицом, вследствие виновных действий которого состоялась выплата компенсации. Учитывая то, что соответствующий Закон предусматривает порядок списания средств со счетов отдельных лиц и выплату компенсации за счет бюджетной программы, неопределенным остается вопрос, в каком случае будет осуществляться реализация права регрессного требования: в случае взыскания со счета отдельных субъектов или в случае осуществления компенсации

Если рассматривать вариант, когда право регресса реализовывается исключительно в случае, когда проводится компенсация по бюджетной программе, то существует проблема в определении вины конкретного лица. Фактически, отсутствие средств на счете такого субъекта хотя и является основанием для выплаты компенсации, однако не находится в причинно-следственной связи с действиями конкретного должностного лица. Должностное или служебное лицо не может влиять на наличие средств на счете бюджетного учреждения или государственного предприятия

Кроме того, ч. 1 ст. 6 Закона не содержит никакой отсылки на такой элемент юридической ответственности как вина лица. Вместо того, формулирование статьи имеет все элементы ответственности без вины, ведь должностное, служебное лицо государственного органа, государственного предприятия или юридического лица, действия которой привели к убытку государственного бюджета, несет ответственность согласно закону

Итак, для наличия состава правонарушения достаточно установить причинно-следственную связь между действиями такого лица и выплатой взысканной суммы
Это дает возможность сделать вывод о том, что взыскание со счетов субъекта властных полномочий является основанием для применения права регресса.
Это также подтверждается ч. 4 ст. 1191 Гражданского кодекса Украины, на реализацию которой и был принят соответствующий Закон

Ошибкой соответствующего Закона можно также назвать неудачность формулировки объективной стороны правонарушения конкретного должностного или служебного лица. Ст. 1191 ЦК Украины оперирует такой категорией как действия (принятие решения, действия или бездеятельность). Вместо того ст. 6 Закона предусматривает право регресса исключительно в случаях наличия действий, несмотря на то, что основная часть правонарушений со стороны должностных или служебных лиц приходится на бездеятельность

Учитывая то, что Закон вступает в силу лишь с 1 января 2013 года,  практические моменты его реализации можно будет охарактеризовать с начала нового года
 


Вверх