ул. Александра Довженка,
дом 2
, оф. 41, г. Киев, 03057
Украина
+380 (44) 456-08-22

Поэтапный порядок регистрации общества с ограниченной ответственностью (ООО)



В продолжение серии юридически обзорных статей относительно особенностей налогообложения участников и прекращения субъектов хозяйственной деятельности нашими юристами подготовлен поэтапный план регистрации общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем по тексту ООО).

В статье рассмотрены отдельные практические аспекты создания юридического лица и проблемы, которые могут возникнуть во время проведения учредительного собрания или подготовки необходимых документов.

И. Дорегистрационный этап

Наименование. Перед регистрацией ООО основатели должны определиться со следующими вопросами: наименование (название), местонахождение, исполнительный орган, лицо руководителя (директора, генерального директора), размер уставного капитала и др. Согласно п. 1.5 Требований относительно написания наименования юридического лица или его отделенного подразделения, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины 05.03.2012 №368/5, наименование новообразованного общества не может совпадать с наименованием другого общества. Следует обратить внимание на то, что любое юридическое лицо имеет определенную организационно-правовую форму: публичное или частное акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, полное или коммандитное общество, кооператив и др. Ограничение относительно тождественности наименований касаются исключительно юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой. Если уже существует Публичное акционерное общество "Ручей", а вы решили зарегистрировать Общество с ограниченной ответственностью "Ручей", такие общества не будут считаться тождественными по наименованию, поскольку они имеют разную организационно-правовую форму. Проверить наличие или отсутствие тождественных компаний можно в ЕГРПОУ на сайте Информационно-ресурсного центра. К сожалению, соответствующая база имеет определенные ограничения по количеству результатов поиска, а потому следует воспользоваться услугами специалистов, которые помогут определиться с отсутствием или наличием зарегистрированного наименования

При регистрации следует обратить внимание на написание наименования, которое также урегулировано вышеупомянутым порядком. В случае использования в наименовании специальных запрещенных символов в регистрации может быть отказано. Отдельно следует обратить внимание, что наименование общества должно писаться в верхнем регистре. Соответствующее требование касается учредительных документов (устав, положение, учредительный договор и др.), регистрационной карточки, и, во избежание недоразумений с государственными регистраторами, реестре участников, протоколе учредительного собрания, доверенностях и иных документах.

Местонахождение. С местонахождением общества связаны не столько регистрационные процедуры, как дальнейшая деятельность общества. Именно поэтому советуем не обращаться к компаниям, которые занимаются услугами по предоставлению юридических адресов. Все без исключения такие компании предлагают юридические адреса, которые используют одновременно 50-3000 компаний. Значительная часть таких адресов вошли в базу адресов массовой регистрации, которая формируется налоговыми органами. Регистрация по такому адресу приведет к тому, что ваша компания будет находиться под пристальный надзором налоговых органов, поскольку согласно методическим рекомендациям ГНА (Методические рекомендации относительно составления плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденных приказом ГНА Украины от 28 марта 2008 г. №201) адрес массовой регистрации является свидетельством фиктивности компании. Следствием может быть проведение проверок, выяснение органами налоговой милиции реального местонахождения ООО, аннулирование свидетельства плательщика НДС, признание никчемными хозяйственных операций таких субъектов и др. Несмотря на заверение в реальности таких адресов, после проверки нашими юристами ни один из предложенных такими компаниями адресов не прошел проверку. Даже в случае, если такие адреса не были внесены в базу адресов массовой регистрации, оказывалось, что по указанному адресу зарегистрировано значительное количество субъектов. Наличие за одним адресом нескольких компаний приводит также к риску при проведении проверок таких компаний. Как правило, фиктивные адреса используются компаниями с сомнительной, полулегальной хозяйственной деятельность

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4 ЗУ " О хозяйственных обществах" местонахождение должно быть указано в учредительных документах, за исключением случаев, когда общество действует на основании модельного устава, о чем будет сказано дальше. Под местонахождением понимают указание индекса, вида улицы (улица, проспект, бульвар, площадь и.т.д), собственно названия, номер дома, части дома при наличии (литера, корпус и т.д.), номер офиса, квартиры или комнаты. При указании наименования улицы следует уточнить правильность написания в соответствии с данными адресного бюро. В связи с частым изменением адресов может случиться, что адрес претерпел изменения или полное название улицы отличается от той, которая указана в вашем договоре аренды или свидетельстве о праве собственности. В зависимости от адреса и, как результат, района вам необходимо обращаться к государственным регистраторам соответствующего района

Исполнительный орган. Исполнительный орган общества является органом, который осуществляет управление текущей хозяйственной деятельностью общества. Соответствующий орган может быть коллегиальным или единоличным. Согласно ч. 1 ст 62 ЗУ " О хозяйственных обществах" для ООО законодатель определил лишь конкретные исполнительные органы: дирекция или директор. Несмотря на отсутствие запрета создания других органов (правление, совет директоров, президент и др.) во избежание сложности с государственной регистрацией желательно определить исполнительный орган в соответствие с ч. 1 ст. 62 " О хозяйственных обществах", то есть дирекция, во главе с генеральным директором или директор. Если вы планируете создать коллегиальный орган, то в дальнейшем необходимо будет определить лиц, которые будут в него входить. Частой ошибкой является создание коллегиального органа с одним человеком. Таким образом, можно создать проблемы не только в части совершения регистрационных действий, но и сделать спорными любые решения, принятые таким лицом. При этом, негативные последствия могут быть как гражданского характера, так и налогового

Лицо руководителя. Определение лица руководителя – не просто формальность. Начиная из 01 сентября 2014 года вступают в силу положения ЗУ " О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выполнению Плана действий относительно либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц". Соответствующим Законом вводится субсидиарная уголовная ответственность юридического лица за преступления, которые совершаются его олжностными лицами, в частности руководителем. Среди определенного перечня преступлений можно встретить подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы, подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги, предложение или предоставления неправомерной выгоды служебному лицу (ст. ст. 368-3, 368-4, 369 УК Украины).

К сожалению, действующим законодательством не предусмотрена необходимость представления документа, который подтверждает согласие лица на назначение ее руководителем. Вопреки такому отсутствию, считаем необходимым определить в протоколе учредительного собрания в числе присутствующих также лицо, которое планируется назначить руководителем. Кроме указания такого лица следует также получить его подпись, которая подтверждает ознакомление с протоколом. Если для предоставления услуг по регистрации ООО вы планируете обратиться к сторонним компаниям, убедитесь, что документация по кадровому оформлению руководителя будет подготовлена в соответствии с требованиями законодательства. Довольно частой ошибкой является подготовка приказа о приступлении к работе. Обращаем внимание, что приказом Госкомстата Украины от 5 декабря 2008 г. №489 утверждена типовая форма приказа о принятии на работу. Поэтому, не следует доверять юристам или другим лицам, которые предлагают подготовить приказы в произвольной форме

Отдельно следует остановиться на гражданстве руководителя. В случае, если руководителем новообразованного предприятия является иностранец, общество должно получить разрешение на трудоустройство такого иностранца. Получение разрешения возможно уже после регистрации ООО, а потому первым руководителем следует назначить лицо, которое является гражданином Украины. В случае несоблюдения такого порядка общество вынужденное будет уплатить штрафные санкции в размере 22 940 грн. (по состоянию на 2013 год).

Размер уставного капитала. В современных условиях уставный капитал является скорее не показателем платежеспособности субъекта, а довольно действенным инструментом финансирования общества на этапе его развития. С учетом положений п. 13 ч. 1 ст. 136 Налогового кодекса Украины средства, внесенные в качестве формирования, пополнения или увеличения уставного капитала не включаются в состав дохода. В связи с этим, при определении размера уставного капитала ООО следует провести оценку всех расходов, которые могут возникнуть на протяжении первого года деятельности и заложить соответствующую сумму сразу в уставе. Одним из первых расходов является заработная плата руководителя. Довольно распространенной есть точка зрения, что новообразованные общества, в случае отсутствия деятельности, могут не начислять и не платить заработную плату. Обращаем внимание, что нормы Налогового кодекса Украины не устанавливают такую льготу. Даже если налоговые органы не применяют штрафные санкции за неуплату налогов и сборов, они всегда будут иметь право провести проверку и осуществить доначисление на протяжении последних 1095 дней. Именно поэтому начисление и выплата заработной платы является необходимым условием соблюдения налоговой дисциплины, другое дело налоговая оптимизация таких налогов и сборов

Определив размер уставного капитала, участники могут вносить соответствующую сумму по мере необходимости в течение года. Несмотря на то, что закон ограничивает срок (один год) на протяжении которого уставный капитал должен быть сформирован, последствия неформирования уставного капитала могут проявляться в виде нелегитимности общего собрания, а точнее, недействительности голоса участника, который не внес свою долю. Вопреки этому, даже после истечения одного года, участник имеет право внести свою долю

Еще одной ошибкой, которую часто допускают при определении размера долей каждого участника является равное распределение долей между двумя участниками. Согласно ч. 1 ст. 60 ЗУ " О хозяйственных обществах" общие сборы участников считаются полномочными, если на них присутствующие участники (представители участников), что владеют в совокупности более как 60 процентами голосов. Итак, при равном разделении каждый из участников может блокировать принятие решения или блокировать проведение общего собрания в целом. К сожалению, законодательство не предусматривает возможности определить другой размер кворума для легитимности общего собрания. Отсутствие кворума порождает проблему, как на этапе деятельности общества, так и на этапе выхода любого участника или прекращения его деятельности. Именно поэтому оптимальным является создание ООО с одним участником или в количестве три и больше.

ІІ. Подготовка документов

Следующим этапом в регистрации общества с ограниченной ответственностью является подготовка пакета документов, которые предусмотрены ЗУ " О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц - предпринимателей". Согласно ч. 1 ст. 24 соответствующего Закона для проведения государственной регистрации юридического лица основатель (основатели) или уполномоченное им лицо должны предоставить:

  • заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица;
  • экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально заверенную копию) решения основателей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом;
  • два экземпляра учредительных документов (в случае представления электронных документов - один экземпляр);
  • документ, который удостоверяет внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица. В случае представления электронных документов для проведения государственной регистрации юридического лица подтверждением внесения платы за осуществление государственной регистрации юридического лица является экземпляр электронного расчетного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью;
  • информацию с документами, которые подтверждают структуру собственности основателей - юридических лиц, которая дает возможность установить физических лиц - владельцев существенного участия этих юридических лиц.

Учитывая негативную практику государственных регистраторов в части требования дополнительных документов и требований к ним, следует остановиться на каждом пункте перечня отдельно.

Регистрационная карточка. Регистрационная карточка представляет собой форму №1, утвержденную приказом Министерства юстиции Украины от 14.10.2011 №3178/5 (на момент написания статьи). Актуальные регистрационные карточки всегда можно загрузить на сайте Регистрационной службы Украины. Все данные в регистрационную карточку необходимо вносить в верхнем регистре. Собственно такой регистр поддерживает автоматизированная система регистрационной службы. Регистрационная карта должна быть подписана лицом, которое назначено руководителем, или лицом, которое уполномочено основателем на осуществление регистрационных действий.

Доверенность Для представления регистрационной карточки уполномоченным лицом такое лицо должна иметь достаточный объем полномочий. В случае если основателями выступают юридические лица, полномочие представителя подтверждается доверенностью в простой письменной форме, тогда как доверенность, выданная физическим лицом, должна быть удостоверена нотариально. Создать доверенность всегда можно с помощью специализированных сервисов. Доверенность должна содержать перечень субъектов, обращение к которым является необходимым при регистрации ООО. В качестве примера, доверенность может содержать следующий перечень субъектов:

в отделах государственной регистрации юридических лиц и физический лиц предпринимателей, в частности перед государственными регистраторами, в Государственной регистрационной службе Украины, регистрационных службах территориальных управлений юстиции и предприятиях, которые входят в сферы управления Государственной регистрационной службы Украины, в Министерстве доходов и собрания Украины и его территориальных  органах, в Государственной налоговой службе Украины, ее территориальных органах, в частности в налоговых инспекциях, в Государственной службе статистики Украины и ее территориальных органах, органах нотариата и перед государственными или частными нотариусами, в Пенсионном фонде Украины и его территориальных органах, перед субъектами, которые осуществляют деятельность штемпельно-граверных мастерских, в центральном удостоверяющем органе, в центрах сертификации ключей и удостоверяющих центрах органов исполнительной власти или других государственных органов, в органах, уполномоченных на осуществление государственной регистрации иностранных инвестиций, в государственных архивах.

Решение основателей о создании юридического лица. Под соответствующим решением понимается протокол общего собрания. Возможно также заключение учредительного договора, который содержит обязательства каждого участника в процессе создания общества. В протоколе необходимо решить следующие вопросы: создание общества, определение наименования, определение местонахождения, структура органов управления, назначение руководителя с указанием даты, когда последний приступает к выполнению своих обязанностей, размер уставного капитала с указанием доли каждого участника, определение даты формирования уставного капитала, утверждение устава или применение модельного устава, определение видов деятельности, определение лиц, уполномоченных на представительство интересов во время совершения регистрационных действий и подписание регистрационной карточки

Сам протокол следует сформировать в виде прошитого документа, который скрепляется подписью главы общего собрания с указанием даты формирования и количества листов. В случае если количество листов представляет не больше 2-х, протокол можно изложить на одном листе с двусторонней печатью. В протоколе должно отмечаться об избрании главы общего собрания и секретаря. Реквизитами протокола является номер, дата и место проведения общего собрания. Кроме главы и всех участников протокол целесообразно также подписать новоизбранным руководителем. Аналогично регистрационной карточке в протоколе также следует отмечать наименование общества в верхнем регистре. При указании участников и руководителя следует записать регистрационный код учетной карточки налогоплательщика, дату рождения, паспортные данные и местожительство таких лиц.

В случае, если основателями общества являются юридические лица в протоколе также необходимо указать реквизиты документа (доверенности), на основании которого они осуществляют представительство таких лиц.

Довольно часто государственные регистраторы требуют также реестр участников общего собрания. Несмотря на то, что соответствующий документ является обязательным исключительно при проведении общего собрания в акционерных обществах, отсутствие последнего может привести к незаконному отказу в регистрации юридического лица

Два экземпляра учредительных документов. Соответствующее требование условно, поскольку общество может действовать на основании модельного устава, который утверждается Кабинетом министров Украины (Постановление КМУ " Об утверждении модельного устава общества с ограниченной ответственностью" от 16 ноября 2011 г. №1182) или устава утвержденного участниками. Остановимся на обеих вариантах более детально.

С переходом Украины от регистрационной к явочной модели легализации юридических лиц были осуществлены упрощения требований к уставу общества с ограниченной ответственностью. Вопреки упрощению, соответствующая модель имеет существенные недостатки. Действуя на основании модельного устава общество привязывает себя к воле государственного органа в лице Кабинета Министров Украины. Любые изменения, которые будут внесены к Модельному уставу автоматически становятся обязательными для всех ООО, которые действуют на основании модельного устава. Предлагаемый модельный устав является несовершенным с точку зрения юридической техники. Использование Модельного устава может привести к таким проблемам, как: отсутствие детальной процедуры управления обществом, механизмов внесения взносов и вкладов, возникновение корпоративных конфликтов, выхода участников, прекращение общества и др. Устав общества является основоположным документом, который определяет порядок деятельности общества, именно поэтому необходимо по возможности серьезно относиться к его созданию. Проекты уставов, которые предлагают юридические компании в качестве бонуса при предоставлении услуг с создания предприятий, по обыкновению такого же низкого качества, как и документы, представленные в сети интернет. Соответствующие уставы пригодные лишь для создания общества, при условии, что они отвечают требованиям законодательства, однако абсолютно непригодные для регулирования организационно-хозяйственных и корпоративных отношений между участниками.

Кроме низкой юридической техники модельный устав имеет еще один недостаток. В отношениях с государственными органами довольно часто среди перечня необходимых документов определен устав. Обращаем внимание, что не все нормативно-правовые документы претерпели изменения с внедрением модельного устава. Таким образом, часто органам необходимо предоставить устав в печатном виде, что невозможно при осуществлении деятельности на основании модельного устава

Новеллой законодательства стала также отмена требования к нотариальному удостоверению подписей участников на уставе. Однако, по непонятным причинам, государственные регистраторы не ставят государственную печать на уставах, в которых подписи основателей не заверены нотариусом

Документ, который удостоверяет внесение регистрационного сбора. Регистрационный сбор является обязательным условием осуществления регистрации юридического лица. Размер регистрационного сбора составляет 170 грн. (по состоянию на 2013 год). Реквизиты для уплаты сбора можно узнать у государственного регистратора

Информация с документами, которые подтверждают структуру собственности основателей. Соответствующее требование было введено в связи с принятием ряда законов о борьбе с коррупцией, финансовый мониторинг и борьбе с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем. К таким документам относятся: извлечения из ЕГРПОУ, в случае, если такое юридическое лицо является резидентом, выписка из судебного, торгового или другого реестра страны резиденства, если юридическое лицо является нерезидентом. При представлении документов необходимо предоставить документы для установления последнего физического лица, которое является владельцем юридического лица. Соответствующие документы необходимо подавать в оригинале, а в случае если основатели являются нерезидентами – надлежащим образом легализованными с переводом на украинский язык (российский, если основатели принадлежат к странам СНГ).


Вверх